Во времена торжества Народной Демократии за "Железным занавесом" тоже делали качественную музыку. Список музыкантов-"демократов" конечно не такой впечатляющий, как список их западных коллег, но все же. "Отец" польского блюза Тадеуш Налепа/ Tadeusz Nalepa (1943-2007)
CITRON (Чехословакия) "Citron", воистину, легенда чешской и словацкой музыки. Творчество группы можно разделить на два периода. Первый, с 1976 по 1982 годы,-- это время блюзрокового "Цитрона", ведомого бас-гитаристом Петром Михаликом (Petr Michalik); и второй -- период хард-рока и хэви под руководством Радима Паржизека (Radim Pařízek), продолжающийся и доныне. История коллектива берет свое начало в далеком 1976 году, когда несколько музыкантов из группы Франтишека Чеха (František "Ringo" Čech), а это были: гитарист Ольда Ржига (Olda Říha), прекуссионист Толья Кохоут (Tolja Kohout) из группы "Katapult", клавишник Милош Ноп (Miloš Nop) и бас-гитарист Петр Михалик, были приглашены к себе певцом Алешем Ульмом (Aleš Ulm) для концертной деятельности. Команда записала два сингла: "Pecky z blum/Plátìnky" и "Mlèenlivá žena/Koèka". Кроме Ульма в записи принимали участие еще два вокалиста Милан Дрличак (Milan Drličák) и Иржи Громадка (Jiří Hromádka). Через некоторое время Петр Михалик уходит от Ульма и начинает набирать новых музыкантов. Вокалистом становится Владимир Кубала (Vladimír Kubala), гитаристом Иржи Шмуц (Jiří Schmutz), а барабанщиком Милан Тутш (Milan Tutsch). Парни начинают играть музыку в стиле "Bad Company", "Free" и "Led Zeppelin". Сингл "Tvých sedmnáct/Pantomima reklam" записанный в 1978 году, благодаря радио и телевидению, принес группе значительную популярность. Второй сингл "Až se vrátí rock´n´roll/Diskžokej" повторил успех первого и вывел "Citron" в лидеры чехословацкой рок-сцены, позволив команде обойти "Katapult" и группу Иржи Шеллинга (Jiří Scheling). В 1979 в группе происходят значительные изменения: Милан Тутш уходит в "Катапульту" и его место занимает Радим Паржизек, также в группе появляется второй гитарист Милослав Бенишек (Miloslav Benýšek). Отыграв в таком составе несколько концертов и выпустив еще два сингла, в 1980 году коллектив начинает готовиться к записи своего первого альбома под названием "Obratnik raka" (Tropic of Cancer). Были записаны две версии: для внутреннего и европейского рынка соответственно, но на "Supraphon" издали только англоязычный вариант, что послужило поводом для распада коллектива: Михалик, Кубала и Бенишек покинули "Цитрон". На вакантные места в группу были приглашены: вокалист Станислав Храницки (Stanislav Hranický), гитарист Индржих Квита (Jindřich Kvita) и бас-гитарист Иржи Крейчи (Jiří Krejčí). В таком составе были выпущены синглы: "Zítra, zkrátka příště/Kamaráde na pomoc tě volám" и "V tu ránu / Jenom já sním". В этом же году Шмутца и Крежчи сменили Ярослав Бартон (Jaroslav Bartoň) и Вацлав Власак (Václav Vlasák), пришедшие из группы Павела Новака (Pavel Novák). Достаточно быстро был написан новые синглы "Revizor" и "Vezm", которые сразу стали хитами. В этот период становится заметна переориентация группы в сторону хэви. В 1985 году был записан LP "Plni energie" (Full of Energy). Группа начинает сотрудничать с западногерманским продюссером чешского происхождения Яном Немецом (Jan Němec). В 1986 году были изданы две версии альбома: чешскоязычная на "Супрафоне" и англоязычная на "West German company Intercord". Альбом разошелся тиражом более чем миллион экземпляров, благодаря чему "Цитрон" в чехословацких чартах поднялся на второе место, уступив словацкой группе "ELÁN". Вслед за этим коллектив проводит несколько концертов ФРГ и Чехословакии вместе с западногерманской группой "ROSY VISTA". В феврале 1987 во время одного из концертов в Братиславе Станислав Хараницки ломает ногу. Довольно быстро ему находят замену в лице Ладислава Кржижека (Ladislav Křížek) -- вокалиста пражского "VITACIT". В этом же году был записан третий полноформатник группы "Radegast", вышедший, снова в двух версиях, в 1988 году, и как прошлый релиз, ставший "золотым". Помимо винила, в небольшом количестве, альбом был выпущен на CD. Вслед за выходом альбома последовали туры по Чехословакии, Польше, ГДР и Советскому Союзу. Песня "Zase dál" с этого альбома становится "Песней Года", а сама группа в 1988 удастаивается звания лучшей в Чехословакии. В начале 1989 "Цитрон" начинает готовиться к выпуску нового альбома "Vypusťte psy!" (Release the dogs!), но в этот момент внутри группы назревает конфликт. Были выпущены демо и сингл "Uragán / Svět patří nám". В августе команду покидают Ладислав Кржижек и Ярослав Бартон, организовавшие свой проект под названием "KREYSON". Паризек находит новых вокалиста и гитариста, ими стали Тибор Шандор (Tibor Šándor) и Павол Чоделка (Pavol Chodelka) из Словакии. В новом составе были отыграны запланированные ранее концерты и осенью был наконец-то выпущен "Vypusťte psy!". В следующем году, на место Шандора, проявившего себя как вокалиста не с лучшей стороны, был приглашен Фани Михалик (Fany Michalík). Группа провела тур по Франции во время которого пополнилась еще одним гитаристом: словаком Генри Тотом (Henry Tóth), при помощи которого были перезаписаны "Псы". Весной '91-го "Цитрон" покинули Чоделка и Тот, на место которых был взят Либор Козельски (Libor Kozelský); а летом уходят Квита, Власак и Михалик, организовавшие собственный коллектив "FUNNY". Так что, Козельски и Паржизеку предстояло собирать группу "с нуля". В августе формируется новый состав: Алеш Хубачек (Aleš Hubáček)- вокал, Павел Сильбер (Pavel Silber) - бас-гитара и Павел Новотны (Pavel Novotný) - гитара, однако, вскоре Новотны меняет Ладислав Кречмер (Ladislav Krečmer). В 1992 году группа вытупает на разогреве у Яна Гиллана и весной этого же года записывает новый лонгплей под названеим "Sexbomby" (Sex bomb), в качестве бонуса на нем присутствует "Revizor", в записи которого принимал учатсие Станислав Храницки . Постепенно деятельность коллектива практически сходит на нет. В 1993 вокалистом группы снова становится Храницки. В этот период "Цитрон" время от времени появляется на больших фестивалях и еще реже дает сольные концерты. Репертуар, в основном, составлют вещи написанные в 1982-87 годах. В 1999 году на свет выходит сборник "The Best", посвященный памяти Индржи Квиты, скончавшегося в 1997. В 2001 был выпущен еще одна компиляция: "Síla návratů" (Power of return). В 2004 группа посещает с гастрольным туром Штаты, во время которого был снят клип на песню "Rock, Rock, Rock", а в июне 2008 музыканты вытупили на разогреве у "Judas Priest" в Остраве. 2010 год был ознаменован выходом нового альбома "Bigbítový pánbů". Нынешний состав: Radim Parizek - ударные Jarda Barton - гитара Libor Kozelsky - гитара Vasek Vlasak - бас-гитара Standa Hranicky - вокал Бывшие участники: Jindřich Kvita (R.I.P.) – гитара (1982-1991; 1994-1997) Petr Michalík – бас-гитара (1976-1981) Jiří Schmutz – гитара (1976-1983) Miloslav Benýšek – гитара (1979-1982) Vladimír Kubala (R.I.P.) – вокал (1976-1981) Milan Tutsch – ударные (1976-1979) Jiří Krejčí – бас-гитара (1982-1983) Ladislav Křížek – вокал (1987-1989; 2001) Tibor Šándor – вокал (1989) Fany Michalík – вокал (1990-1991) Pavel Chodelka – гитара (1989-1991) Henry Tóth – гитара (1990) Aleš Hubáček – вокал(1991-1993) Pavel Silber – бас-гитара (1991-1993) Pavel Novotný – гитара (1991) Ladislav Krečmer – гитара (1992-1993) Stanislav Balko – гитара (1998-2001) Дискография: 1981 - Obratnik raka 1983 - Tropic Of Cancer 1986 - Full Of Energy 1986 - Plni Energie 1987 - Radegast 1991- Radegast (English version) 1992 - Sexbomby 2001 - Sila Navratu 2010 - Bigbítový pánbů (C), (R) 2012
SMAK (джаз, фьюжн, блюз, фолк, арт, прог, рок/метал) Югославская группа СМАК/ SMAK была образована в 1971 году в сербском городе Крагуевац. Название является аббревиатурой от Samostalni Musicki Ansambl Kraguevac. Основателями явились гитарист Радомир "Точак" Михайлович и барабанщик Слободан "Кеп" Стоянович. Поначалу, как и большинство групп, коллектив выступал на танцплошадках исполняя каверверсии различных западных рок-групп и исполнителей (таких как Джимми Хендрикс, Карлос Сантана, Дип Пёпл, Лед Цеппелин и других), но уже в 1975 году они гастролируют по ГДР с восточно-германской группой "Пухдис", проводят совместный концерт с венгерской "Омегой" в Белграде и в том же году выступают на разогреве у "Дип Пепл". Тогда же выходит их первый первый альбом под одноименным названием "SMAK". В следующем 1976 году для раскрутки своего сингла "Сателит" группа проводит турне по США. В 1977 году, после некоторых изменений состава, группа записывает свой самый известный и успешный альбом "Црна дама". В 1978 для западного рынка был выпущен англоязычный вариант под названием "Black Lady". Примечательно, что в промежутке между двумя этими альбомами Радомир "Точак" успевает записать весьма успешный сольный альбом. В 78-м году выходит в двух вариантах еще один альбом группы: на сербском и на английском "Странице нашег времена"/ "Dab in the Middle" После этого в группе усиливаются разногласия. Начинаются разброд и шатания учатсников в разные стороны: тусовка туда, тусовка сюда. Был разорван контракт с западно-германской студией "Беллафонт", на которой вышли оба англоязычных альбома "СМАКа". Следующий альбом "Rok cirkus" был готов к выходу к 1980 году, но в связи со смертью Тито почти все концерты группы были отменены и музыканты окончательно распускают группу. В следующем году Точак сосредотачивается на сольном альбоме, посвященном памяти его брата. Альбом был записан при помощи "смаковцев". В следующий раз группа собирается в 1986 году для записи альбома "SMAK '86". Однако после этого распадается вновь. 4-й по счету реюньон группы происходит в 1992-м. Музыканты проводят турне по Сербии, после которого снова разбегаются. Точак занимается 2-м сольником и пишет саундтрек к фильму "Византиjско плаво", за который получает награду “Кристальная призма” в номинации лучший саундтрек к фильму. В 1995-м Точак и Кеп набрав молодых музыкантов записывают альбом "Биоскоп Foks" Последним студийным альбомом группы является на данный момент "Egregor" 1999 года. В 2012 году в связи с намечавшимся концом света (на сербском это звучит как smak sveta), Точак вместе с друзьями решает отыграть концерт на "Белградской Арене". Мероприятие собрало более 20.000 зрителей, и было признано культурным событием года в Сербии.
«Lene Kosti» (Ленивые Кости) – югославская и словенская хэви-метал группа образованная двумя братьями гитаристами Джованни и Марком Кавашами в 1978 году. Первые семь лет музыканты играли кавер-версии европейских и американских блюз- и хард-рок исполнителей, но начиная с 1985 года группа начинает исполнять собственный материал. Позже, в 2009 году, эти песни были изданы альбомом под названием «Demo 1985-1987». Музыканты стали первыми в Словении, кто исполнял песни на английском языке, кроме того, во время шоу вокалист группы выходил на сцену облитый кровью, с крестом и черепом, что в то время немало шокировало зрителей. Концерты группы постоянно запрещались и бойкотировались, однако, несмотря на это популярность «Ленивых» постоянно росла. Летом 1986 года в результате телефонного голосования на загребском радио «Velika Gorica» песня «Stones Of Death» заняла первое место и три месяца была на вершине хит-парада. После чего «Lene Kosti» были признаны лучшей новой югославской рок-группой 86-го года. Теперь перед каждым официально разрешенным концертом музыканты должны были предоставить в органы Народной милиции переводы песен, которые они собираются исполнять. Особого внимания со стороны властей удостоилась песня «Russian Girl», т.к. в ней усматривалась любовь к русской проститутке. Коммунисты оприписывали группе в связи с церковью. Католичество же в свою очередь обвиняло музыкантов в святотатстве. В 1988 году группу покидают вокалист и бас-гитарист. В 1990 году выпускается демо-запсиь «Park Bar», а в 1991 группа распадается (позднее братья Каваш присоединились в хард-рок/ хэви-метал коллективу «Requiem»). Вновь «Lene Kosti» собираются в 2008 году для проведения юбилейного концерта посвященного 30-летию группы. В том же году музыканты выступают на розагреве у «Grave Digger». Во время этого выступления к «Костям» присоединяется Манни Шмидт (гитарист немецкой группы). В 2009 было объявлено о работе над альбомом с рабочим названием «History». В него должны были войти старые песни группы в новых оранжировках. Но вместо этого был выпущен диск со старыми демо-записями «Demo 1985-1987». В 2010 году выходит первый полноформатник «Do or Die», а еще через два года второй: «Penetrator». Состав группы: Јaneš Dago Dagarin – бас (1978-1983, 1988-1991, 2008, 2012-наст. время), вокал (1983-1987); Mark Kavaš– лидер-гитара (1978-1991, 2008-наст. время); Giovanni Kavaš – ритм-гитара (1978-1991, 2008-наст. время); Vladimir Janež – ударные (2013-наст. время); Jan Tehovnik– вокал (2013-наст. время); Igor «Fico» Kremenšek – ударные (1978, 2008-2009); Iztok «The Animal» perko – ударные (1978-1991); Dare Brenko – бас (1983-1988, 1991); Milan «Dr. Evil» Krušič – вокал (1985-1988, 2008-2012); Bobi Govedarica – вокал (1988-1991); Grega Brenko – бас (2009-2010); Aron Cernatič – бас (2010-2012); Miha «Bomber» Nedoh – ударные (2010); W.U.K.О – ударные (2010-2012); Jan Prosen – гитара (2012); Eden «Edo» Sabljaković – гитара (2012). Дискография: «Park Bar» – demo – 1991; «Demo 1985-1987» – demo – 2009; «Do or Die» – EP – 2010; «Do or Die» – full lengh – 2010; «Penetrator» – full lengh – 2012. (С), (R) 2015
Концерт 1982 года легендарных польских эйсидиси-рокеров из "Общества анонимных алкоголиков" (Tajne Stowarzyszenie Abstynentów).
Простите, что не роцк, как заявлено в название темы, зато лирикс отменный Упд. Только что же было в "коверах". Не заметил. Был пьян. Отмечал днюху Фанты и Арафельки.
Горан Баре: "Рок, в первую очередь, - позиция, а не электрогитары" - Расскажи нашим читателям, кто такой Горан Баре и кто такие Майке, как ты это видишь. - Баре – это певец, автор текстов, композитор, аранжировщик, продюсер, фронтмен. Майке – это была группа, в которой я пел и сочинял с 1985 по 2000 год. - С 1990 года и по сей день длится период, в котором можно провести параллели с тем, что вы с группой делали прежде… Как ты на это смотришь? - С 1990-го по двухтысячный в Майке много чего случалось, но с 2000-го я работаю один (была попытка воссоединения в 2007-м). Все было хорошо… до того, как мы вошли в студию, когда я понял, что с этой командой ничего не получится. - Что бы ты выделил в том периоде? - Мой менеджер дал мне возможность выбрать музыкантов, с которыми я мог воплотить свои идеи, из Майке со мной остался только Чалич, и то только из-за его причитаний... Всё осталось за мной, включая и само название Majke. - До первого альбома вы целых шесть лет только выступали на концертах… Наверное, можно было записать альбом и раньше 1990 года? - Ну, мы должны были записать диск в начале 1989 года. Наверное, так и случилось бы, если бы наш гитарист не погиб в автокатастрофе. - Я где-то прочитал, что музыкальная основа Майке – блюз… Твое мнение? Ведь и проект Goran Bare i Plaćenici тоже был в блюзе. Видимо, блюз тебе по душе и ты хорошо его чувствуешь… - Блюзом я увлекся в середине 80-х. Я понял, что мне легче всего выразить себя в блюзе, ведь мои песни, они прожиты и прочувствованны. - Вы играли на Загребском международном блюзовом фестивале, для музыканта это настоящее лакомство... Что тебе вспоминается в связи с ним? - Фууух… ну, не знаю, но… если речь о Мостарском фестивале, то воспоминания очень позитивные. - И это несмотря на то, что в Хорватии ты считаешься настоящим рокером… Что такое для тебя рок? - Рок – это прежде всего позиция, а не электрогитары. - А вот такой вопрос… Хорватская рок-сцена… Она небольшая, может, ты кого-то выделишь особо, каких-нибудь «новых ребят»? - У меня нет интернета, так что я не знаком с тем, что происходит. Музыкальные каналы на ТВ я тоже не смотрю. - А все эти завоеванные награды и то, что ты добился признания… Что это для тебя? - Награды получать приятно. - Ты любишь выступать, или делаешь это, когда понадобится, из-за денег? - Если б было возможно, выступал бы каждый день. - Можно ли вообще прилично жить рок-музыкой? - Можно жить сносно, но только авторам. Музыкантам приходится постоянно играть (некоторые играют с 5-6 группами, чтобы перебиваться) Рынок слишком невелик. - А как дела в студии? Альбом "Teške boje" вышел в 2011-м… Не подошло время для нового студийного альбома? - Сингл готов, а альбом… Ну, надеюсь, будет готов к осени. Интервью: Младен Лончар. Перевод: Алексей Волков.
Atomsko sklonište "Ne cvikaj generacijo" Дебютный альбом югославской группы "Atomsko sklonište" (Атомное убежище) вышел летом 1978 года. Наряду с первыми альбомами групп "Time" (Время) и "Drugi način" (Другой путь) он стал одним из самых значимым в истории югославского рока. "Атомы" начали с классического хард-рока и были одной из немногих групп, которые не заигрывали с фолк музыкой. Для этого альбома характерны жёсткие гитарные риффы, клавишные и впечатляющий вокал. Альбом удивил критиков необычной для того времени в Югославии концепцией и представленным взглядом на мир. В отличие от других музыкальных коллективов, которые в подавляющем большинстве исполняли песни на любовную тематику, Бошко Обрадович, автор текстов, в своей уникальной манере представил социальные, политические и антивоенные темы. Многие критики называли творчество группы мелким и банальным. Слова "война", "наркотики", "психоз" казались в то время не совместимыми с рок-музыкой и не воспринимались всерьез. Пятнадцать лет спустя на Балканах все будет по-другому, и то, о чем пела группа, станет суровой реальностью. Среди всех остальных следует выделить следующие песни: "Kinematograf našeg djetinjstva", "Tko će tad na zgarištu reći", "Saznao sam dijagnozu", "Pomorac sam majko". Наиболее запоминающейся, являющейся неофициальным гимном группы, стала песня "Ne cvikaj generacijo", давшая название альбому. В дополнение к более заметным трекам можно отметить песню "Umro je najveći mrav" о моральных проблемах в обществе, которая исполнена в более медленном темпе, и сопровождается гитарным введением. "Posljednji let Boeinga 707" (с интро на бас-гитаре) затрагивает тему любви и идеологию хиппи. Завершает альбом грустная и меланхоличная "Nek vam je sa srećom". Дизайн обложки -- работа Ивана Обровца: лицо ребенка, символизирующее земной шар в окружении грозящих опасностей. По краям расположены флаги 46 стран. Единственным развевающимся флагом изображён флаг СФРЮ. Список композиций: 01) Od rata do rata (От войны до войны); 02) Ne cvikaj generacijo (Не зови поколение); 03) Tko će tad na zgarištu reći (Кто будет тогда говорить на кладбище); 04) Saznao sam dijagnozu (Я узнал о диагнозе); 05) Umro je najveći mrav (Умер самый большой муравей); 06) Pomorac sam majko (Мама, я моряк); 07) Posljednji let Boeinga 707 (Последний полет Боинга 707); 08) Otmica naše ljubavi (Похищение нашей любви); 09) Kinematograf našeg djetinjstva (Кино нашего детства; 10) Nek vam je sa srećom (Счастья вам). Состав группы: Серджио Бажич "Джосер" -- вокал; Бруно Лангер -- бас-гитара, вокал; Драган Гужван -- гитара; Эдуард Канцелар -- клавишные, вокал; Саша Дадич -- ударные; Рудольф Грум -- бэк-вокал; Бошко Б. Обрадович -- чтение; Ирена, Лилиана и Элида Глад -- вокальное сопровождение.
Рибља чорба "Да тебе ниje" 30 сент. 2019 г. Србиjа Последний на данный момент альбом майстеров. Мужикам уже за 70. В 2020 году умер бас-гитарист -- Миша Алексич. Песни с концерта его памяти.